БЕРИЛЛИУМ
Клинический случай

                                                            М.В.Холькина,
                                                   ООО «ТВЛ», г.Новосибирск


                                                                                           «Хорошо быть зеленым и плоским»
                                                                                                       Мультфильм о Чебурашке.

     Подросток, 14 лет.
     Жалобы при обращении: хронический, преимущественно сухой кашель. Проблема кашля беспокоила в жизни очень часто, лечился у гомеопата с положительным результатом. Последнее ухудшение длится несколько месяцев. Препараты, которые помогали раньше, оказались не эффективны.
     Модальности: четких особенностей кашля нет. Кашель, практически, постоянный; беспокоит и на улице, и в помещении, и днем, и ночью.
     Осмотр: белокожий, голубоглазый мальчик, рост 182, стройного телосложения. Приветливый, вежливый, но чувствуется внутренняя психологическая напряженность и тревога. Речь легкая, остроумно высказывает свои мысли.
     Объективно: кожные покровы сухие, теплые. Мраморность кожи. Зев умеренно гиперемирован, миндалины не увеличены. Язык несколько увеличен, бледный, с беловатым налетом. При аускультации - в верхних отделах легких умеренно жесткое дыхание. Перкуторно - легочный звук.
     Анамнез: родился с двумя нижними резцами. До 9 лет - энурез. Перенес коклюш, скарлатину. Реакция Манту всегда гиперергического характера (18-23 мм), но на фоне высокой эозинофилии (4-14). На флюорограмме патологии не регистрировалось. Часто отмечались периоды неудовлетворенности вдохом, судорожное хватание воздуха. Были периоды бессимптомного повышения температуры (37-38). Год назад перенес пиелонефрит с сопутствующей артериальной гипертензией (АД:150/60) на фоне сильного психоэмоционального напряжения.
     Общие особенности: мальчик жаркий, но часто мерзнут ноги. Всю зиму ходит без варежек и шарфа, но обязательно надевает теплое белье. Иногда просит к ногам грелку. Аппетит повышен. Плохо себя чувствует, когда голоден и мало спал. Жажда: часто и помногу пьет воду, молоко. Не любит рыбу.
     Из беседы с мамой известно: мальчик пошел в школу в 6 лет. До 8 класса учился в школе с очень строгим укладом, жесткой дисциплиной и малым количеством учащихся. Постоянно привлекал к себе внимание неспособностью спокойно сидеть за партой, наличием собственной точки зрения по любому вопросу и отстаиванием ее эмоционально и импульсивно. Учился неплохо. Однако в учебе всегда чередовались периоды отличного и легкого усвоения с неспособностью воспринимать материал. Быстро устает, плохо переносит физическую нагрузку. Значительно выше ростом своих сверстников. Отзывчивый, сочувствующий. При волнении появляется двигательное беспокойство. Временами резко усиливается рассеянность внимания, дискоординированность в движениях.
     Всегда испытывал сильную потребность в друзьях, но, практически, дружить не умел: часто оказывался вне компании. Мама сетовала, что у сына нет внутреннего стержня: он приобретает свойства тех людей, с которыми общается. Вещи в комнате всегда в беспорядке, тетрадки неаккуратные, но с удовольствием находится в убранной комнате и первые страницы в новых тетрадях заполняет очень чисто. Может страстно чем-то увлечься, но со временем бросает начатое. Последние два года домашние уроки не делает, объясняя, что ему хватает нагрузки в школе. Болезненно переносит сравнение его с другими и насмешки в свой адрес, грубость и унижение. Обидчив, обиду с самого раннего детства долго помнит и не может с обидчиком общаться очень длительное время. Легко отзывается на мирный договор. Часто возмущался, что учитель в классе из 10 заданных вопросов - 6 адресует именно ему. Крик души: что хочет ничем не выделяться среди сверстников, чтобы отношение к нему ничем не отличалось от отношения к другим ребятам.
     В настоящий момент учится в техникуме, куда сам захотел поступить. Выбором доволен. С ребятами в группе подружился. На вопрос об интересах ответил, что ему интересны люди.
     Поиск необходимого лекарства заставил меня еще раз прочесть лекции греческого гомеопата-психиатра Георга Лукаса. Внимание привлек препарат Бериллиум. Согласно предположению Г.Лукаса, люди, которым показан бериллий, испытывают сильную потребность в единстве с группой, даже ценой потери своих особенностей.
     В «Материа медика» патогенеза бериллия найти не удалось.
     Из токсикологии известно, что основной мишенью при токсическом воздействии бериллия является бронхолегочная система. Патологическая картина может носить самый различный характер: от воспаления до склерозирования и ракового перерождения. Основные жалобы: кашель, слабость, лихорадка, ночные поты, кожные высыпания (иногда). В гомеопатии препарат рекомендуется при хроническом кашле, саркоидозе легких.
     Ранее данному ребенку в разные временные периоды с положительным результатом назначались гомеопатические препараты: Сульфур-йодатум, Ликоподиум, Иридиум, Рус токсикодендрон, Феррум пикрикум, Лахезис.
     Назначен: препарат Бериллиум 200 СН, три крупинки однократно.
     Результат: На следующий после приема лекарства день мальчик проснулся в очень хорошем настроении (последнее время на фоне проблем в отношениях с родителями был очень раздражителен, мрачен), помирился с родителями. В этот же день кашель стал очень редким, увлажнился. Последующие две недели наблюдения отмечались бодрость, веселость, очень редкие кашлевые толчки (раз в несколько дней). С третьей недели кашель прекратился вообще.
     Резюме: В данном случае к гомеопатическому препарату Бериллиум оказался чувствительным подросток со следующими характерными особенностями:
     - Все процессы в организме отличаются от среднестатистических норм в сторону ускорения и чрезмерности (родился с зубами, быстро рос, очень высок, слишком эмоционален, чрезмерно импульсивен, чрезмерно неусидчив, чрезмерно устает). Создается впечатление, что его организм очень торопится выполнить какую-то свою программу, а собственные ресурсы не могут обеспечить такой ритм, развивается выраженная общая астенизация, появляются проблемы в бронхолегочной системе.
     - Природные физиологические и личностные особенности этого мальчика привлекают к нему, с одной стороны, повышенное внимание в виде потока замечаний и комментариев (что, учитывая его ранимость, является постоянным, истощающим раздражителем), а с другой - мешают чувствовать себя частью группы, таким же, как все. И тогда становится понятно желание этого пациента слиться с окружающей средой, что, впрочем, в конкретном рассматриваемом случае пока плохо ему удается.