М.В.Холькина, УРОКИ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ ИЛИ КОГДА ГОМЕОПАТУ НЕ ОБОЙТИСЬ БЕЗ МАТРИЧНОЙ ФОРМЫ ЛЕКАРСТВЕННОГО ВЕЩЕСТВА?

                                                            М.В.Холькина,
                                                    Новосибирск, ООО «ТВЛ»

     Изучение одного и того же вопроса по разным источникам позволяет лучше понять его суть. Такими источниками для врача-гомеопата являются традиционные восточные медицинские системы, в основе которых лежит целостный подход к человеческому организму и использование веществ минерального, растительного и животного происхождения. Названия многих из них хорошо знакомы слуху гомеопата. И, возможно, многие проблемы можно разрешить, обратившись к наблюдательности и опыту «древних», открывая, как новое, хорошо забытое старое. А мысль А.Пуанкаре: «Достоверность следует искать только в соотношениях, а не в вещах, рассматриваемых изолированно» как нельзя лучше отражает необходимость изучения этого материала именно врачам-гомеопатам. Это позволит расширить сферу применения лекарственных веществ, лучше понять и гомеопатию, и место гомеопатии в системе врачевания, и само врачевание.
     Результаты лечения нескольких пациентов, обратившихся по моему совету за помощью к опытному специалисту по тибетской медицине, заставили меня в очередной раз сесть изучать доступную по этому вопросу литературу. Диагнозы пациентов были различны. Общими для всех жалобами были сильная постоянная усталость, слабость, отсутствие положительного эффекта от любых лекарственных средств, как аллопатических, так и гомеопатических. Длительность приема у этого врача составляла не больше 10-20 минут: несколько вопросов, исследование пульса, языка. Назначены порошки, ежедневный прием, два раза в день. У трех из четверых обратившихся в ближайшее же время от начала лечения наступило качественное улучшение состояния, исчезли признаки душевной (!) и физической астении. За 1,5 месяца лечения у всех троих, наряду с уменьшением основных жалоб, появились болезненные симптомы, беспокоившие этих людей много лет назад; у двоих - возобновились старые кожные высыпания. Мое недоумение, почему порошки вызвали такую быструю положительную динамику, да еще в соответствии с известным законом Геринга, в значительной мере рассеялось после штудирования литературы по тибетской медицине. Достоинства этой медицины очевидны для многих специалистов, изучающих ее. Я же нашла ответы на многие мучившие меня вопросы, как гомеопат. Одним из таких серьезных «открытий» оказался вопрос о количестве применяемого лекарственного вещества. Возможно, эта тема актуальна еще для кого-то, и тогда дополнения или возражения помогут всем лучше в ней разобраться.
     Отмечу несколько важных базовых положений традиционной тибетской медицины (с сохранением специфической для восточной медицины терминологии).
     1. Во главе терапевтической доктрины Тибета находится учение о жизненно-живой теплоте: все процессы в организме могут происходить либо с её увеличением, либо - с её уменьшением (логично предположить, что речь идет о способности организма синтезировать и кумулировать «свободную» энергию, энергию, которая может использоваться на любые необходимые процессы).
     2. И в арабской, и в тибетской, и в индийской медицине (1, 2, 3, 6) фундаментальным является учение о тёплых и холодных свойствах веществ, об их сухости и влажности. Это не значит, что они горячи или холодны на ощупь, но показывает, что при воздействии на человека они привносят в организм либо тепло, либо холод, увлажняют или подсушивают ткани. Это можно переложить на язык физиологии, сопоставив какие процессы в организме отвечают за увеличение тепло- и энергопродукции и какие их уменьшают; какие системы и органы в этом задействованы, и какие в первую очередь нуждаются в интенсификации или ослаблении обменных процессов и пр. Но в данный момент этого можно не касаться, важно, что за этими терминами стоят не мистические понятия, а практическое знание о действии веществ, выраженное языком того времени, несущее информацию о совокупности и характере происходящих в организме процессов.
     3. По представлению врачебной науки Тибета, в организме человека играют роль три жизненных процесса (1, 2, 3):
          a) ветер - восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление-очищение - расходование воздуха;
          б) желчь; желчью называется сфера телесной теплоты, т.к. именно желчь является тем агентом, который порождает в теле огненную теплоту и осуществляет переваривание пищи;
          в) слизь - слизисто-серозная и млечно-лимфатическая система.
     Все болезни происходят от нарушения этих процессов, каждого в отдельности или их различных сочетаний. Диагностика, в основном, опирается на осмотр, опрос и результаты обследования пульса пациента.
     Обобщенно и упрощенно, болезни с преобладанием слизи относятся к болезням холода, с преобладанием желчи - к болезням тепла; ветер может сопутствовать и тем, и другим процессам.
     4. Одним из основных принципов лечения является необходимость уравновесить все процессы в организме, усилить ослабленное или ослабить чрезмерное. Например, при болезнях холода слизи будут назначаться вещества, обладающие свойством согревать, подсушивать; при болезнях ветра и жара - охлаждающие и увлажняющие и т.д.
     5. При сложных сочетаниях болезней, лечение осуществляется последовательно: сначала лечится та проблема, которая наиболее угрожает здоровью пациента в данный момент.
     6. Лекарственные вещества назначаются в тщательно растертой, мелкодисперсной форме (фактически, матричная форма гомеопатического препарата!), как правило, многокомпонентные.
     7. Порошки не включают веществ, действующих в противоположных направлениях; такое сочетание не допускается (например, согревающие и охлаждающие вещества).
     Заболевания всех трех пациентов, принимавших порошки, относились к болезням холода и слизи (т.е. с проявлениями относительной ваготонии), хотя сами пациенты до болезни имели природу желчи и ветра, т.е. были энергичными, жаркими симпатотониками. Читая о средствах, применяющихся в Тибете при заболеваниях холода и слизи в порошках, я обнаружила, что к ним относятся многие из веществ, назначавшихся мною ранее этим людям при незначительных заболеваниях в гомеопатической дозе (например, Clematis, Ranunculus, Natrium muriaticum). Эти вещества обладают жгучими, горячими, подсушивающими свойствами. Стало быть, гомеопатическое назначение этих веществ было необходимо, когда у пациентов преобладали процессы желчи и ветра, а назначение их в материальной дозе позволяло уравновешивать состояния холода и слизи, являющиеся проявлением истощения в организме процессов жизненно-живой теплоты.
     Это можно назвать иллюстрацией одного из положений восточной медицины: любое состояние, достигнув в своем развитии максимума, превращается в противоположное. Когда холод достигает максимума, он превращается в жар, когда жар достигает своего предела, он превращается в холод. Например, после сильного охлаждения может возникнуть заболевание с выраженной гипертермией. Когда энергичные, горячие люди не могут остановиться в своей деятельности, эмоциях, наступает истощение «огня» и у них появляются болезни холода и слизи. Пока напряжение энергообразующих процессов не достигло максимального предела, есть резерв «естественного огня», хорошо помогают «горячие» лекарства в гомеопатической дозе, назначенные по принципу подобия. Когда жизненные силы истощаются, человек нуждается в материальной дозе этих же или других «горячих» веществ, восполняющих дефицит действующего субстрата. «Холодные» лекарства, назначаемые в высоких разведениях по принципу подобия людям с естественной природой «холода», оказываются высокоэффективными, а истощившим свое «тепло» и поэтому ставшим «холодными», могут не оказывать действия, потому что организму «нечем» реагировать на потенцированное лекарство. Сначала я с грустью подумала, что возможности гомеопатии ограничены: у нас в аптеках нет матричных форм лекарств. А потом вспомнила, что московские и петербургские гомеопатические аптеки отпускают порошки и тинктуры, а старая гомеопатическая школа достаточно часто рекомендовала назначение препаратов в виде trit. O, trit. 1x (5, 6). Может быть, это отражало не столько первые шаги гомеопатии, сколько глубокую интуицию и наблюдательность врачей старой школы, умеющих применить весь спектр потенций лекарственных веществ? Часто можно слышать о нервном истощении гомеопатов, проработавших много лет. Почему же гомеопаты, имея в своих руках такое мощное оружие, как гомеопатическая доктрина, не могут длительно выйти из этого состояния? Гомеопату более естественно двигаться в направлении увеличения потенции. А может быть, все дело в том, что в случаях психастении им самим нужны самые первичные формы гомеопатических веществ - порошки и тинктуры, позволяющие восполнить необходимый для нормального жизнеобеспечения запас конкретного химического субстрата? И, как ни парадоксально для мышления гомеопата, они быстрее вызовут улучшение?
     Предпочитая работать с лекарствами в разведении 30СН и выше, и следуя принципам классическо й гомеопатии, в ряде случаев бронхиальной астмы мне не удавалось достичь быстрых и устойчивых хороших результатов. Теперь стало понятно, что, когда бронхиальная астма возникает вследствие истощения симпатоадреналового запаса и при любых других состояниях, развивающихся на фоне истощения организменных ресурсов, лучший результат можно ожидать от возможно низких разведений лекарств. Гомеопатическое лекарство в высокой потенции требует резерва необходимых биологически активных веществ, сильного напряжения всех систем организма, что может быть непосильным для целого ряда больных, и тогда самое тщательно подобранное лекарство будет оказывать только кратковременный эффект. Возможно - поэтому раковым больным целесообразно назначение только первых десятичных тритураций и настоек.
     Таким образом, знакомство с тибетской медициной на практике и в теории позволяет сделать некоторые выводы:
     - направление выздоровления в соответствии с законом Геринга - критерий правильного лечения не только в гомеопатии;
     - назначение матричной формы лекарственного вещества может быть абсолютно необходимо на какой-то период лечения в случаях, когда заболевание протекает с признаками истощения энергоресурсов организма, как позволяющее возместить необходимые активные биохимические субстраты; (возможно, уже trit. 1х может быть удовлетворительной);
     - наличие в арсенале гомеопатических аптек матричных форм ряда лекарственных веществ - необходимость, продиктованная широким распространением заболеваний, протекающих с истощением энергоресурсов организма
     - «язык» соматики и самые очевидные проявления психической сферы - походка, голос, речь, выражение и блеск глаз, температура кожи и ее тургор, цвет языка, пульс и прочие важные «мелочи» во все времена сообщали врачу необходимую и, что существенно - надежную информацию о состоянии больного. Их внимательная оценка позволяет врачу и сейчас, не задавая лишних вопросов, экономя собственные силы и время приема, оказывать высокоэффективную помощь больным.

     Литература:
     1. Чжуд-ши. Памятник средневековой тибетской культуры. - Новосибирск; «Наука»; Сибирское отделение, 1988.
     2. П.Бадмаев. Основы врачебной науки Тибета. Жуд-ши. - Москва; «Наука», 1991.
     3. В.Н.Пупышев. Тибетская медицина; язык, теория, практика. Новосибирск, «Наука», 1991.
     4. В.И. Варшавский. Практическая гомеопатия. Москва; Медицина; 1989.
     5. Л.Френкель. Гомеопатическое лекарствоведение. С Петербург, 1913.
     6. Абу Али Ибн Сина. Канон врачебной науки. Ташкент, «ФАН», 1980.