ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ-ГОМЕОПАТОВ.

                                                     Марина Таргакова
                      Главный гомеопат Минздрава Казахстана, президент МК БРАНТ
                                                        Ирина Гладких
                              Директор центра науки и образования МК БРАНТ

               (доклад на международной конференции в Омске 27-28 сентября 2003 г.)


                                                                                               "Мы все учились понемногу
                                                                                               чему- нибудь и как-нибудь…"

     Уже более 12 лет врачи нашего центра занимаются гомеопатией. За это время мы прошли немало курсов специализации и усовершенствования в разных школах и в разных странах (Украина, Россия, Индия, Израиль, Греция). В течение последних лет мы сами являемся основной базой для подготовки гомеопатов в Казахстане, и уверены в том, что назрела необходимость рассмотреть, по каким критериям проходит подготовка врачей-гомеопатов, и, если возможно, начать разрабатывать единые стандарты, как для первичной специализации, так и для усовершенствования врача-гомеопата.
     Самой важной задачей, на наш взгляд, на первом этапе является перестройка сознания и мышления будущего гомеопата. Речь идет о формировании холистического мировоззрения врача, о целостном подходе к пациенту и ко всему, что его окружает. Для этого мало просто ознакомиться с подобным подходом, его необходимо принять как свое, отказавшись от прежнего, материалистического взгляда на пациента, потому как всё предыдущее образование строилось именно на материалистическом мировоззрении.
     Как сказано Самуилом Ганеманом в § 1 «Органона врачебного искусства», «…высоким и единственным предназначением врача является возвращать больному здоровье или лечить…», - и далее в примечании: для этого НЕ СОЗДАВАТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ, НЕ ПЫТАТЬСЯ ОБЪЯСНИТЬ ЯВЛЕНИЕ.
     Одно из многочисленных осмыслений данного параграфа для нас звучит так: как только врач начинает что-то объяснять, он неизбежно привносит свое, личностное, субъективное. А это верный путь к неуспеху.
     Ясно, что врачу, впервые обучающемуся гомеопатии, но получившему базовое образование в классической медицине, прежде всего надо помочь научиться перестать ОБЪЯСНЯТЬ симптом, и начать внимательно наблюдать все самое необычное, парадоксальное, и тогда ничто не ускользнет от взгляда «внимательно наблюдающего врача» ("Органон"). А это непросто при наличии как минимум 7-летнего стажа практики причинно-следственного подхода и изучения логически стройных патогенезов различных заболеваний.
     Следующая сложность для преподавателя гомеопатии - следовать § 3 «Органона», который начинается словами: « Если врач ясно понимает, ЧТО следует лечить при заболеваниях, или лучше сказать, в каждом индивидуальном случае болезни…». Всем известны эпизоды из собственного опыта пребывания на семинарах по гомеопатии, когда представленный случай осмысливается и воспринимается слушателями совершенно по-разному. И дело не в недостатке знаний Материя Медика, а в том, что часто мы не умеем отказаться от СВОЕГО, личного:
     1. субъективного опыта успешного назначения в похожем случае из собственной практики; и, что еще более непреодолимо
     2. субъективной, лично-актуальной окраске восприятия всех проявлений пациента врачом-гомеопатом.
     Как видно, для врача существует достаточно препятствий, чтобы сделать симптомы пациента полноценными и наиболее индивидуальными. У Учителя гомеопатии задача не из легких: научить, как можно более ослаблять влияние своего, субъективного в контакте с пациентом, или, по непревзойденному выражению С. Ганемана, «быть открытым …и непредвзятым». Для того, кто пытается это сделать в первый раз, это кажется очень простым. Практикующие гомеопаты будут ему возражать.
     Мы считаем, что этому необходимо обучаться, и время для этого должно быть выделено гораздо большее, чем для начитывания патогенезов, которые без труда можно найти в литературе.
     Наша программа обучения рассчитана на две ступени, и на каждой из них эта цель достигается разными средствами и подходами.
     На 1 ступени:
     1. в разделе философии гомеопатии необходим сравнительный анализ и переосмысление различных представлений, значимых для врача: «здоровье», «болезнь», «пациент», «лекарство». (Ведь для того, чтобы что-то принять, необходимо от чего-то отказаться); здесь важно не пожалеть времени на ДИСКУССИЮ среди курсантов.
     2. Раздел симптоматологии включает практические занятия по умению сделать симптом полноценным под супервизией преподавателя, помогающего выявить индивидуальные препятствия для каждого курсанта. Здесь важно каждому курсанту побывать и в роли пациента, и терапевта, и супервизора.
     3. Раздел практической методологии включает занятия по приобретению практических навыков в умении задавать вопросы и анализировать информацию, полученную от пациента. Это самый трудный раздел для начинающего. Мы считаем, что успеху здесь способствует формирование партнерской позиции врача в сочетании с его эмпатичным поведением.
     Подобные задачи актуальны также на второй ступени обучения, и в практической части им также выделено место и время.
     Занятия на 2 ступени обучения предполагают использование концепции о 7 уровнях реальности. Такое восприятие формируется на практических занятиях, где данный подход практикуется среди самих курсантов.
     Акцент в обучении стоит на искусстве вести опрос. В обучении здесь используются элементы НЛП, гештальт-терапии, Арт-терапии и, прежде всего, в личностных тренингах будущих гомеопатов. Эти психотерапевтические техники позволяют:
     - узнать и преодолеть собственные препятствия к установлению наиболее полного контакта с пациентом;
     - уметь наблюдать за «языком тела» пациента, точно указывающим на самые значимые симптомы, не прерывая контакта с пациентом;
     - направлять расспрос так, чтобы услышать от пациента как можно меньше «историй» и как можно больше эмоций, ощущений, делюзий;
     - выделить собственную реакцию на рассказ пациента.
     Не выходить за рамки холистической медицины в использовании этих техник позволяет соблюдение закона подобия со стороны преподавателя, ведущего эти занятия. Понятно, что гомеопатии необходимо обучаться всю жизнь, и лучшие преподаватели - это наши пациенты, но хорошая школа нужна для начала практики всем специалистам. Поэтому мы предлагаем начать широкую дискуссию о стандартах преподавания гомеопатии, ведь не за горами время, когда гомеопатию будут преподавать в медицинских институтах, и кому, как не нам, гомеопатам, позаботиться о качестве образования наших будущих коллег.