· Вернуться

Эссе об Аcidum nitricum. B.C. Высоцкий: гомеопатический портрет. *

                        В. В. Канцуров, Ростовская обл., г. Шахты, поликлиника №2

                                                [* печатается с сокращениями.]

                                                                                                Дорогим родителям посвящаю

      Как известно, Аcidum nitricum - это "триликий янус" гомеопатии. Препарат является ярчайшим представителем антисикотических средств, наряду с этим относится также к антилюэтикам и наконец, по Шанкарану, к средствам карцинозинового миазма (см. "Субстанция гомеопатии"). Последнее обстоятельство окажется важным ключом для понимания некоторых вопросов, которые освещаются в статье.
      Основная идея препарата Аcidum nitricum - это ненависть, вернее даже скольжение по оси любовь - ненависть. Это одно из самых "ненавидящих" лекарств нашей Мatheria medica. Народная мудрость гласит: "От любви до ненависти - один шаг". На самом деле, образно говоря, шагов этих гораздо больше. Ну, скажем, банальный пример: встречаются две подруги на улице и говорят о третьем лице: "Она долго терпела все его выходки, но все-таки они развелись через десять лет". Ну уж какой тут один шаг. Наверное, та, что терпела, была Pulsatilla (а может быть, терпела и ненавидела?). У людей типа Аcidum nitricum - это действительно один шаг. Данная поговорка более всего подходит именно для этого средства. Пациентам Acidum nitricum свойственен экстремизм восприятия окружающего и радикализм в словах и поступках. Конечно, если это не прикрыто вуалью компенсации (термин Шанкарана, Сегала). У представителей этого типа чересчур серьезное восприятие мира. Чувства такого человека находятся в состоянии "оголения нервов". Многие люди, совершенно не лишенные чувства юмора, а порой даже при очень хорошем его развитии, частенько "не понимают" шуток, и не потому, что не в состоянии их понять, а из-за своей патологической установки на чрезмерную серьезность восприятия окружающего. Знание этого недостатка за собой вызывает компенсацию в виде строгого слежения за тем, что, может быть, сказанные собеседником слова - это только шутка. То есть пациент Аcidum nitricum "заставляет" себя понимать шутки. Понимание их у него не происходит легко и естественно, скажем, как у пациентов Phosphorus, потому что, образно говоря, "приёмник" его души не настроен на "шутливую" длинну волны. Конечно же, пациент Аcidum nitricum, наделенный высоким интеллектом и способностью к самоанализу, может быть отличным юмористом, но даже и в этом случае юмор его имеет "отстреливающийся" характер, а иногда - это ураганный огонь сатиры. Это люди, которые во всем видят подвох и затаившуюся опасность, даже там, где её и в помине нет. Вот примерные реплики из внутреннего диалога человека типа Аcidum nitricum: "Да, тут не все так просто", "Как-то странно она на меня посмотрела, с чего бы это?", "Говорили со мной вежливо и доброжелательно, но, может быть, за этим что-то стоит?"
      Люди этого типа сильны в негативной стороне человеческих взаимоотношений. Часто "увлекаются" негативизмом. Могут неосознанно, а порой и осознанно тянуться к тем сферам жизни и профессиям, которые предполагают заведомое наличие негативизма и акцентуацию на нём. Например, добровольцы, отправляющиеся в горячие точки планеты, искренне верящие, что идут воевать за правое дело. Я бы назвал это синдромом негативофилии.
      Представители типа Аcidum nitricum могут предвидеть возможные варианты негативного развития ситуации. При полном штиле в социально-бытовой сфере, они часто до тончайших деталей продумывают алгоритмы действий в кризисных случаях. Очень запасливы и предусмотрительны. И, наоборот, следуя понятию полярностей в лекарстве, бывают на редкость неосторожными и бесшабашными. С одной стороны, очень часто изводят себя работой до самоистязания, с другой - не щадят денег и эмоций на самоувеселения. Вопрос "золотой середины" - один из самых больных вопросов для людей этого типа. Препарат очень хорошо сглаживает эти крайности.
      Откуда же проистекают все вышеуказанные состояния. По мнению Шанкарана, ответ в значительной мере можно получить из анализа основной делюзии препарата (basic delusion). Как известно, основной делюзией Аcidum nitricum является "Заблуждение, что занят в судебном процессе" (Аллен, Кнерр). А теперь давайте более глубоко прочувствуем эту делюзию. Представте себе состояние души человека, находящегося на судебном разбирательстве. Его свободе угрожает опасность, все чувства и воля собраны в кулак. Он вынужден молниеносно реагировать и парировать любые реплики обвинителя. Если судебная тяжба длительна и тяжела, то даже после успешного прекращения судебного процесса у человека остаётся в стереотипе мышления вышеуказанная делюзия, она кристаллизуется в сознании.
      Причём эта патологическая установка может передаваться от родителей детям. Если женщина, будучи беременной, находилась в подобной ситуации, ребенок будет иметь характерологические стигмы Аcidum nitricum. Если ребенок находится в обстановке, подобной судебному разбирательству, например, подвергается травле со стороны учителей или сверстников, то у него сформируется состояние Аcidum nitricum с его основной делюзией.
      Как, известно, наши препараты лишь косвенно влияют на морально-этические стороны личности. Как сказал Альфонс Мази: "... ганеманова гомеопатия никогда не говорила, что симилиум делает больного человека не только здоровым существом, но и святым. Некоторые школы допустили возможность такого толкования, позволили, коротко говоря, думать, что после симилиума человек совершает духовную эволюцию, эволюцию эгоизма. Но это - работа человека над самим собой, а не работа симилиума над человеком. Это совершенно ясно". Поэтому, если вернуться к теме ненависти у людей типа Аcidum nitricum и взять самую яркую рубрику по данной тематике в Репертории Кента: "Ненависть, не проходящая от извинений", то можно описать, конечно схематично, морально-этическую ситуацию этого средства. Хулиган - Аcidum nitricum будет необыкновенно жестоко избивать прохожих на улице. Ребенок, будь то мальчик или девочка, будет очень строго расправляться со своими обидчиками. Об этом ребенке иногда могут сказать, что он "волчонок" или правдолюбец. Это Аcidum nitricum чаще всего в сердцах и сгоряча говорит: "Я тебе этого никогда не прощу!" И чаще всего, в отличие от других средств, прощает действительно с большим трудом, да и то после многочисленных упреков, а иногда и проклятий. Вспомните слова Гранжоржа: "Индивидууму Аcidum nitricum надо сказать, что прощение существует". Тема прощения и непрощения - это метафизический конфликт данного препарата, если следовать абсолютному монистическому критерию доктора Мази. Это прежде всего в адрес таких людей были сказаны слова Спасителя: "Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут". Внутреннее устройство Аcidum nitricum, к сожалению, более предназначено для того, чтобы казнить, нежели миловать. Если взрослый представитель этого типа был воспитан на высоких морально-этических принципах, то его "конституциональная" ненависть будет направлена в социально позитивное русло. Он будет ненавидеть человеческие пороки, в том числе и свои, и социальные недуги. И, уже в зависимости от сикотической или люэтической акцентуации у данного пациента, он будет с ними бороться мирными средствами - в первом случае или средствами насилия - во втором.
      Ярчайшим представителем типа Аcidum nitricum был Владимир Семенович Высоцкий.
      Тема любви и ненависти - основная тема в творчестве поэта. Она так или иначе, прямо или иносказательно, в полголоса или громогласно присутствует в каждой его песне. Я говорю "тема любви и ненависти", а не отдельно "тема любви" и "тема ненависти", помня о том, как тесно переплетены эти два чувства у Аcidum nitricum. Ну, а крайние песенные выражения этой темы - это два его шедевра: "Баллада о любви" и "Баллада о ненависти". Но какими были эти два чувства в понимании Высоцкого? Его ненависть - это ненависть ко злу, подлости, низости:
                              Да, нас ненависть в плен захватила сейчас,
                              Но не злоба нас будет из плена вести.
                              Не слепая, не черная ненависть в нас,
                            &nb sp; Свежий ветер нам высушит слезы у глаз
                              Справедливой и подлинной* ненависти.

                                                                                    (Баллада о ненависти")
                                     [* здесь и в других местах подчеркнуто мной (авт.)]
      Песня "Я не люблю" - это концентрированое моральное кредо некомпенсированного высокоморального Аcidum nitricum.
      Кстати, о компенсации. Высоцкий очень редко прибегал к ней и в жизни, и в творчестве. Это был, если можно так выразиться, человек на редкость естественный в своих проявлениях, как хороших, так и плохих. И если вернуться к песне "Я не люблю", то дух её таков, что, наверное, на уровне чувств она скорее воспринимается как: "То, что я ненавижу":
                              Я не люблю себя, когда я трушу,
                              Я не терплю, когда невинных бьют.
                              Я не люблю, когда мне лезут в душу,
                              Тем более - когда в неё плюют.

      Шутка ли, но если опытным глазом исследовать всю эту песню, то в ней просто россыпи модальностей и многих ключевых симптомов Аcidum nitricum:
                              Я не люблю, когда наполовину,
                              Или когда прервали разговор.
                              Я не люблю, когда стреляют в спину,
                              Я также против выстрелов в упор.

      Для высокоодухотворенных натур типа Аcidum nitricum, каким вне всякого сомнения был B.C.Высоцкий, любовь и ненависть в их крайних проявлениях идут рука об руку по оси времени, достаточно быстро чередуясь, в отличие от многих других средств нашей Мatheria medica:
                              Ненависть пей, переполнена чаша.
                              Ненависть требует выхода, ждет.
                              Но благородная ненависть наша
                              Рядом с любовью живет.

                                                                              (Баллада о ненависти")
      А вот уже песенное подтверждение рубрики "Ненависть, не проходящая от извинений" - опять-таки в высокоморальном ключе:
                              А когда отгрохочет, когда отгорит и отплачется,
                              И когда наши кони у станут под нами скакать,
                              И когда наши девушки сменят шинели на платьица,
                              Не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять.

                                                                              ("О новом времени")
      Песни Высоцкого были насыщены экстремами, крайности его внутреннего устройства ярко проявлялись в его творчестве. Как известно, сомнения могут рассеиваться, исчезать, развеиваться и т.д. Высоцкий же в своих песнях сомнения в себе - убивает:
                              И пусть пройдет немалый срок -
                              Мне не забыть,
                              Как здесь сомнения я смог
                              В себе - убить.

                                                                              (Песня из кинофильма "Ветер надежды")
      Это типичный для Аcidum nitricum речевой оборот.
      В его творчестве практически нет ни одной, образно говоря, "спокойной" песни типа: что вижу, о том и пою, или наподобие вальяжных песенок в духе "весь день мы поем". Даже его шуточные, на первый взгляд, песни имеют напористую поучающую иносказательность.
      Все сферы жизни, которые он освещал в своих песнях, невероятно тонко и глубоко прочувствованы. Только крайнее "оголение нервов" дает такое проникновение в различные области и чувства столь многочисленных и разных его песенных персонажей.
      Он умел до буквальности правдиво выразить чувства сапера, альпиниста, шахтера, подводника, затравленного волка, да практически кого угодно. Это опять-таки характеризует максимализм Высоцкого: уж если что и понять, то до самих основ, "до самых до глубин", а не так - по верхам.
      Помните слова его песни: "Он знать хотел все от и до..." Это ведь колоссальная работа души. Словом:
                              И можно свернуть, обрыв обогнуть,
                              Но мы выбираем трудный путь,
                              Опасный, как военная тропа.

      Во всем творчестве Высоцкого угадывается некоторая виноватость за то, что родился немножко позже, чем ему хотелось бы. А ведь если б тогда... то наверное мог бы закрыть грудью амбразуру, вынести раненого друга из-под огня, повести солдат в решающую атаку. Наверное, как много бы он мог сделать во время той страшной войны. Поэтому в своих песнях он рвался в военное время, воспевал это время и его героев. Не зря любимой песней у Высоцкого была "Священная война". Вспомним слова этой песни: "... пусть ярость благородная вскипает, как волна". Опять все та же тема благородной ярости, благородной ненависти.
      Почему же песни Высоцкого так любимы всем народом и так близки особенно людям старшего поколения? Потому что у них, если хотите, одинаковая миазматическая почва - почва карцинозинового миазма и у поколения, и у песен. Это, конечно, если не брать в расчёт высокую художественность и яркую оригинальность его творчества. Основная тема карцинозинового миазма - это тема контроля. Вспомните дух того времени: это тотальная слежка всех за всеми, доносительство, аресты, отношения людей были пропитаны словом "бдительность", которое стало нарицательным. Сталинская эпоха - это нескончаемая вереница массовых и громких судебных процессов, затем война и снова новые судебные процессы. Если вдуматься, наверное, каждый гражданин Страны Советов в то время ощущал себя как на суде: одни в качестве свидетелей, другие были потерпевшие, третьи стали обвинителями и палачами. Но как тут не сформироваться делюзии, что "находится в зале суда".
      И еще очень долго в сознании людей жила эта страшная установка, даже с наступлением "хрущёвской оттепели" и многие годы спустя:
                              И еще будем долго огни принимать за пожары мы,
                              Будет долго зловещим казаться нам скрип сапогов,
                              Про войну будут детские игры с названьями старыми,
                              И людей будем долго делить на своих и врагов.

                                                                              ("О новом времени")
      Это время пережили родители Владимира Семеновича. О себе и своих сверстниках он писал: "... мы дети страшных лет России".
      Всю сталинскую эпоху можно охарактеризовать как эпоху Аcidum nitricum, выражаясь образным гомеопатическим языком. Да, было в том "лихом времени" и немало прекрасного, но и это прекрасное как-то полярно экстремизировалось в антитезу тому, о чём я уже говорил. Песни Высоцкого для очень многих людей, переживших то время, и даже для их детей, которые все равно унаследовали многое из душевного настроя своих родителей, эти песни стали своеобразным гомеопатическим лекарством. Ведь подобное, как известно, лечится подобным, а волшебная сила искусства способна исцелять, и прежде всего людские души.
      Вне всякого сомнения, Высоцкий умел глубоко любить. Любить женщину, друга, Родину. Когда слушаешь его "Балладу о любви", вспоминаются столь далекие друг от друга во времени и пространстве персонажи и подлинные исторические лица, столь разные, которым суждено было познать всю глубину этого великого чувства: Пенелопа и Одиссей, Айвенго и леди Ровена, Кончита и Николай Резанов и миллионы тех юношей и девушек, мужчин и женщин, которых разлучила Великая Отечественная:
                              Их голосам - всегда сливаться в такт,
                              И душам их дано бродить в цветах,
                              И вечностью дышать в одно дыхание,
                              И встретиться - со вздохом на устах -
                              На хрупких переправах и мостах,
                              На узких перекрестках мирозданья.

      Воистину, только человек с глубоко любящим сердцем мог написать такие строки:
                              Свежий ветер избранных пьянил,
                              С ног сбивал, из мертвых воскрешал,
                              Потому что, если не любил -
                              Значит и не жил, и не дышал.

      Страна Любви у Владимира Высоцкого - страна требовательной и жертвенной любви, не радужной и эйфоричной. Так можно сказать об этом чувстве для Аcidum nitricum вообще:
                              И вдоволь будет странствий и скитаний.
                              Страна Любви - великая страна,
                              И с рыцарей своих для испытаний
                              Всё строже станет спрашивать она,
                              Потребует разлук и расстояний,
                              Лишит покоя, отдыха и сна.

      Это потому, что чувство любви у каждого гомеопатического типа свое и имеет свои измерения и критерии, свою форму и содержание. Проще говоря, каждый любит по-своему.
      Наверное, пациенты типа Iodum придумали поговорку: "Бьет, значит любит", a пациенты Lachesis - "Ревнует, значит любит" и т.д. Для красивых душ типа Аcidum nitricum любовь - это подвиг, жертва, борьба за торжество идеалов любви.
      На мой взгяд лучшая роль Высоцкого - это роль капитана Жеглова в фильме "Место встречи изменить нельзя". Роль сыграна до гениального блестяще. Секрет этого не только в большом актерском таланте Высоцкого, но ещё и в том, что и актер и персонаж принадлежат к одному конституциональному типу - Аcidum nitricum.
      Ведь Жеглов - это сыщик-истребитель. Просто борьбы с преступностью, как обычной профессиональной рутины, ему мало. В эпизоде, когда он с Шараповым и Михал Михалычем сидит на кухне, и они расуждают о судьбах страны в послевоенное время, Жеглов говорит о преступниках и бандитах: "Я их, выползней поганых, давил и давить буду. А проживу я их всех дольше, чтобы вбить кол осиновый в их поганую яму". Какой жёсткий радикализм в этой фразе. И хорошенько запомните глаза Высоцкого-Жеглова в этой сцене - тогда Вы никогда нз пропустите тип Аcidum nitricum, конституционал ьный или ситуационный, конечно, если он не компенсирован. Игра Высоцкого в этом фильме естественна, как дыхание, потому что по сути он играл себя, человека своей сущности.
      В завершение, о выдающемся русском поэте Владимире Семеновиче Высоцком можно было бы сказать то же, что Ганеман избрал надписью для своей могилы: "Я жил не зря." Какая ёмкая и глубокая фраза человека, знающего цену словам.
      Но о Высоцком лучше всего сказать словами его же песни - "Баллады о борьбе":
                              Если, путь прорубая отцовским мечом,
                              Ты соленые слёзы на ус намотал,
                              Если в жарком бою испытал, что почем,
                              Значит, нужные книги ты в детстве читал.

· Вернуться